Руководство педагогической практикой

Непосредственное руководство педагогической практикой студентов осуществляет факультетский руководитель практики, преподаватели педагогики и частных методик, а также учителя начальных классов.

Обязанности руководителя педагогической практики:

I. Факультетский руководитель практики:

· обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педагогической практики по факультету, составляет общефакультетский план-график ее проведения;

· подбирает школы для проведения педагогической практики, распределяет студентов по школам;

· составляет проект приказа о направлении студента на практику;

· организует и проводит установочную и итоговую конференции по педагогической практике;

· посещает школы, осуществляет контроль за ходом педагогической практики студентов;

· информирует деканат о ходе педагогической практики студентов, ее совершенствовании и устранении имеющихся недостатков.

II. Преподаватель педагогики, психологии и методикам обучения по предметам начальной школы:

· принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практики;

· проводит методические собеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания младших школьников, консультирует студентов по вопросам организации воспитательной работы в начальных классах, организует «проигрывание» ими уроков и воспитательных мероприятий;

· посещает и совместно с преподавателями частных методик, учителями начальных классов анализирует занятия, проведенные студентами;

· оказывает помощь студентам в подготовке воспитательных мероприятий; посещает, анализирует и оценивает их;

· проверяет и оценивает конспект воспитательных мероприятий и его анализ;

· участвует в защите и оценке педагогической практики студентов.

Содержание педагогической практики

В период прохождения педагогической практики студенты выполняют следующие задания:

Задание 1. Составьте протокольную запись урока (русского языка (2), литературного чтения (1), математики (2), окружающего мира (1), изобразительного искусства (1), музыки (1), технологии (1)) и проанализируйте его по схеме. Протокольную запись урока оформите в таблице:

Протокольная запись урока

1. Дата проведения урока. Класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя, отчество учителя, количество учащихся на уроке.

2. Тема урока, определение места урока в общей системе уроков по теме.

3. Цель урока, которую определил учитель.



4. Готовность учащихся к уроку: санитарно-гигиеническое состояние класса, классной доски (чистота, наличие подготовленного дидактического материала); наглядные пособия, технические средства обучения; состояние рабочих мест учащихся.

Деятельность учителя и учащихся фиксируется в протокольной записи, представленной в таблице (табл.2).

Таблица 2

Образец оформления протокольной записи урока

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

Описывая деятельность учителя на уроке обратите внимание на стиль общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический); характер общения (монолог, диалог, полилог); речь учителя (образность, яркость, эмоциональность, умение владеть голосом); педагогический такт (умение держаться, доброжелательность, требовательность, уважение к ребенку); внешний вид.

Характеризуя деятельность учащихся на уроке описывайте характер вопросов учителя к учащимся (репродуктивный, проблемный, подсказывающий); включенность учащихся в проблемные ситуации; способы развития познавательных интересов детей; привлеченность учащихся к формулировке правил и выводов; виды самостоятельной работы; формы организации работы с детьми (групповая, индивидуальная, фронтальная, их сочетание); умения учащихся выделять главное в теме, формулировать и задавать вопросы.

После завершения работы с протокольной записью урока, сделайте его анализ по следующей схеме:

5. Анализ структуры и организации урока (соответствие структуры урока его цели и типу; логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока; целесообразность распределения времени по этапам урока; организация начала и конца урока; оптимальный темп ведения урока; наличие плана и степень его выполнения).



6. Анализ содержания урока (соответствие содержания урока требованиям стандарта; логичность изложения; доступность изложения; научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике); выделение ведущих идей по данной теме; связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала; связь содержания урока с потребностями и интересами ученика; формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока).

7. Анализ деятельности учителя на уроке (правильность отбора методов, приемов и средств обучения; формирование у учащихся новых понятий; актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока); качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения); использование средств обучения (наглядных пособий, технических средств обучения, личностных особенностей учащихся); организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям и пр.); педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся).

8. Анализ работы учащихся на уроке (активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока; интерес к теме или к уроку; владеют ли учащиеся рациональными приемами работы, культура труда на уроке; выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для школы); наличие навыков самоконтроля; качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях); умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений; культура межличностных отношений; реакция на оценку учителя).

9. Анализ работы с домашним заданием (методы и приемы проверки домашнего задания; мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися; объем домашнего задания; характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный); посильность домашнего задания для всех учащихся; подготовленность домашнего задания всем ходом урока; методика задания на дом, инструктаж; предполагаемого отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

10. Психологический анализ урока (психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии; развитие внимание, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания; развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механическо-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), активизация основных процессов памяти – восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения; развитие мышления учащихся: создания проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышление; развитие воображение учащихся через образную задачу материала; приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками; привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность; способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом: знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мыслей и чувств каждого ученика, педагогический такт учителя).

Протокольные записи представьте в рабочей тетради по педагогической практике.

Задание 2. Представьте вариант художественно-дидактической игры на уроке ИЗО со всей необходимой атрибутикой (раздаточный материал для учащихся) и дайте характеристику его эффективности в ходе занятия.

Задание 3. Составьте конспект воспитательного мероприятия, которое должно быть посвящено осенней тематике. Мероприятие проведите в своем классе, после предварительного согласования конспекта с учителем.

В отчете представьте конспект воспитательного мероприятия с его анализом по предложенной ниже схеме:

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения занятия: а) соответствие содержания занятия поставленной цели; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность; г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

7. Педагогическая целесообразность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

Задание 4. Проведите диагностику воспитанности младших школьников

Педагогическая диагностика - это одно из направлений воспитательной работы, которое помогает решать задачи духовного развития личности школьника. Актуальность данного направления определяется тем, что в настоящее время на передний план педагогической практики выдвигается проблема пересмотра духовных ценностей, утверждение новых ценностей.

Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.

Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Классный руководитель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.

Психолого-педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.

Говоря о младших школьниках, необходимо иметь ввиду возрастные особенности учащихся. В 6 -7 летнем возрасте закладываются установки личности, моральные основы. На наш взгляд, такими образующими воспитательными понятиями являются следующие:

- интерес к знаниям

- честность

- отзывчивость

- культура общения

- ответственность

-организованность

- трудолюбие

- общественная активность


2185784070609223.html
2185827336880496.html
    PR.RU™