Направления в литературе 20 – х гг. 20 века

Реализмпытаетсяадаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим, да и просто бытовым реальностям. И обновленный реализм, как его условно называют, справился с этой задачей, стал адекватным мышлением человека XX века.

Рядом с обновленным реализмом возникает отличная от него эстетика, генетически восходящая к реализму. В 20-е годы она еще не доминирует, но активно развивается, словно, в тени обновленного реализма, чье становление дает явные художественные результаты. Однако именно новое направление принесло в литературу антигуманистический пафос насилия над личностью, обществом, желание разрушить весь мир вокруг себя во имя революционного идеала.

Традиционные для реализма исследовательские функции уступают место функциям сугубо иллюстративным. Миссия литературы видится в создании виртуально- идеальной модели социального и природного мира. Вера в завтрашний идеал настолько сильна, что человек готов пожертвовать прошлым и настоящим лишь потому, что они не отвечают идеалу будущего. Принципы художественной типизации уже не исследуют типические характеры в их взаимодействии с реалистической средой, но утверждение нормативных (долженствующих быть с позиций социального идеала) характеров в нормативных обстоятельствах. Эту эстетическую систему, принципиально отличную от нового реализма, принято называть нормативизмом.

И обновленный реализм, и нормативизм осмыслялись как единая советская литература. В 1934 году это неразличение обретает новый термин - социалистический реализм,который теперь мыслится как идейно-эстетическое единство.

Более того, эти тенденции соседствуют в творчестве одного и того же автора или даже в одном и том же произведении. Примером последнего может служить роман А. Фадеева "Разгром" (1927). Персонажи Фадеева проделывают путь нравственного возрождения. Морозка, видевший в жизни только плохое и грязное, пошел в партизанский отряд, как он сам говорит, не ради прекрасных глаз командира, а для того, чтобы построить лучшую, праведную жизнь. К концу романа он избавляется от присущего ему анархизма, впервые испытывает неожиданное чувство любви к Варе. Коллектив стал ему родным, и Морозка, не задумываясь, отдает свою жизнь за товарищей, предупреждая отряд об опасности. Разведчик Метелица, считавший, что ему глубоко безразличны люди, вступается за пастушонка и перед смертью открывает для себя, что любит окружающих его людей.

Если книга А. Фадеева несет в себе как черты подлинного реализма, так и нормативизма, то повесть Ю. Либединского "Неделя" (1922) написана исключительно в традициях нормативизма и утопизма.



На службу прекрасному, но совершенно неясному мифическому будущему отдают все силы герои повести. Эта идея дает им силы переступить через естественные человеческие чувства, такие, например, как жалость к поверженному врагу, отвращение перед жестокостью, страх убийства: "Но когда голову мутит от усталости или работа плохо идет, или расстреливать нужно кого, тогда я в уме подумаю мое теплое слово - коммунизм, и ровно кто мне красным платком махнет".

За этой страшной исповедью стоит утопическое мироощущение в наиболее чудовищной его форме, ставшей идеологическим обоснованием соцреализма.

Реальность в новой эстетике воспринимается как враждебное, консервативное начало, нуждающееся в абсолютной переделке. Высшей ценностью для писателя нового направления оказывается неясное, к тому же слабо детализированное, будущее - идеальное и лишенное противоречий. Главное заключается в том, что этот проект оправдывает насилие над настоящим.

Романтизация будущего, его резкое противопоставление настоящему, создание в конечном счете мифа о "золотом веке" - важнейшая черта эстетики социалистического реализма.

Прежде всего, утверждаются новые по сравнению с традиционным реализмом функции искусства: не исследование действительных конфликтов и противоречий времени, а сотворение модели идеального будущего, модели "великолепного дворца". На передний план выходит пропаганда того, какой прекрасный дом будет когда-нибудь построен на месте реальных, ныне существующих жилищ.

Эти идеи, сразу же заложенные в программу нового направления, пробуждаясь и все более активно развиваясь, оказались своего рода "раковыми клетками" нового искусства. Именно они привели к перерождению нового реализма в нормативную нереалистическую эстетику на протяжении 20-50-х годов.

Таким образом, искусство оказывается орудием создания художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни. Его цель точно определена: это насилие над действительностью с целью ее переустройства, "воспитания нового человека", ибо "искусство имеет не только способность ориентировать, но и формировать".



Литература 20 –хх гг. Основные литературные группировки и объединения. Стилевое разнообразие литературы 20 –хх гг. Орнаментальная проза. Сказ.

РАПП –Российская (позднее – Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 первоначально как литературное объединение «Кузница», затем – «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 году. Представители: Дмитрий Фурманов , Владимир Киршон , Семён Родов , Герман Лелевич, Леопольд Авербах, позже – Александр Фадеев . РАППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. Писатель, по их мнению, должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс. Издавали журнал «На посту» «Перевал» – литературное объединение, возникшее в Москве в 1923 и просуществовавшее до 1932 года. Лидер – Александр Воронский . Представители: Артём Весёлый, Михаил Светлов, Михаил Пришвин ,Андрей Плато и другие. Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру. Задачей творчества перевальцы ставили «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление». Художественное творчество перевальцы толковали как сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Издавали журнал «Красная новь». «ЛЕФ» – «Левый фронт искусств», объединение писателей и художников, существовавшее в Москве и в Одессе с 1922 по 1929 гг. Участники: Владимир Маяковский , Николай Асеев , Осип Брик , Семён Кирсанов , Борис Пастернак, Василий Каменский . Отстаивали идею искусства как «жизнестроения» и теорию «социального заказа», пытались обосновать необходимость поэтического служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции. Издавали газету «Искусство коммуны» и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». «ЛЦК» – «Литературный центр конструктивистов». Литературное объединение, идейно близкое к ЛЕФу, созданное Ильёй Сельвинским и просуществовавшее с 1923 по 1930 гг. Участники: Вера Инбер, Владимир Луговской , Борис Агапов . Провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. «Серапионовы братья» – литературное объединение, существовавшее в Ленинграде с 1921 по 1926гг. Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Участники: Лев Лунц, Михаил Зощенко , Вениамин Каверин), Константин Федин , Всеволод Иванов .ОБЭРИУ– «Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926 по 1932 гг. Первоначальные названия – «Левый фланг», «Академия левых классиков». Участники: Даниил Хармс , Александр Введенский , Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Евгений Шварц . ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении. Новокрестьянская поэзия Состав: Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин. Даты: Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг. Печать: сборники стихов (напр. «Радуница» Есенина, «Сосен перезвон», «Братские песни» Клюева). Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни. Скифы- Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Возникло в России в 1917 году. Печать: два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь». Мыслили революцию совсем иначе она должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов, должна была быть революцией любви,привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам. Имажинизм -Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман.Возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Печать: сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Цель творчества – создание образа. Образ создается при помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой и переносный. «Кузница»- Обрадович, Герасимов, Кириллов, Александровский, Санников – писатели, вышедшие из Пролеткульта. Позже – классики, Новиков-Прибой, Гладков.С мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций».Печать: журналы «Кузница», «Журнал для всех», «Рабочий журнал», «Пролетарский авангард».Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направлениям - символизму, футуризму, имажинизму. «Октябрь» -Лелевич, Вардин, Родов. Писатели: Безыменский, Либединский, Жаров, Артем Веселый. Позже примкнул Дмитрий Фурманов. Основана 7 декабря 1922 года в Москве. Печать: критический журнал «На посту» и литературно-художественный «Октябрь».Отвергал формальные эксперименты. Так же выступал за пролетарское содержание Пример – «Неделя» Либединского.

Для прозы 1920–х годов характерно не только изображение реалий жизни, но и активизация условных, экспрессивных форм организации текста. Две основные – сказ и орнаментальная проза. Сказ – это форма организации текста, ориентированная на чужое сознание, на чужой тип мышления. Характер героя – прежде всего в манере говорить. Сказ всегда выражает т. з. того или иного социума (пролетариат, крестьянство, чиновничество). Пример – мещанство в рассказах Зощенко, красноармейцы в «Конармии» Бабеля. Зощенко – новатор в области сказа. В ранних рассказах, таких как «Лялька Пятьдесят», «Рыбья самка», а также в вышедших отдельным изданием «Рассказах Назара Ильича, господина Синебрюхова» это традиционный сказ с «установкой на устную речь рассказчика» (Эйхенбаум), отделённого от автора. Впоследствии Зощенко отказался от всех литературных масок (Синебрюхова, Курочкина), рассказчик слился с автором. Причем это писатель, литератор, заговоривший от первого лица («Хороший знакомый»).Этот автор-рассказчик допускает множество речевых ошибок («плитуар», «окромя», «етот», «брунеточка»). Причем это не лесковская мозаика старинных, редких и вычурных слов, а живая речь, которая зазвучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, в банях.Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, лейтмотивы, ритм. Слово становится самоценным, обретает множество смысловых оттенков. Примеры - «Белая гвардия» Булгакова, «Голый год» Пильняка, «Зависть» Олеши. Булгаков противопоставляет хаосу истории гармонию жизни Турбиных. Поэтому велика роль деталей: печь с изразцами, кремовые шторы, голубые гортензии, мебель красного бархата, чашки с нежными цветами. Пильняк показывает уездный город Ордынин, взбаламученный революцией. Сталкивает две правды – вековую патриархальную провинцию и народную стихию. И в этом орнаментализм дает ему полную свободу. Он включает в текст и отрывки из философских сочинений героя романа Зилотова, и отрывок из газетной статьи, и частушку. Олеша сопоставляет крайности концепций личности, предложенных литературой 1920-х годов. В образе Андрея Бабичева – утилитаризм, характерный для Пролеткульта, РАППа, ЛЕФа. Этот герой лишь носитель функции. А в образах Николая Кавалерова и Ивана Бабичева – экзальтированность, культ чувства.


2180248156584113.html
2180275376973264.html
    PR.RU™