Коммерческие юридические лица 7 часть

В Уставе политической партии, союза должны содержаться сведения об источниках и порядке формирования денежных средств и иного имущества политической партии, союза, права их органов по распоряжению имуществом, пределы распоряжения имуществом политической партии ее организационными структурами.

Уставом политической партии, союза устанавливается порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы политической партии, союза, а также в программу политической партии; порядок реорганизации и ликвидации политической партии, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии, союза.

В Уставе политической партии, союза указываются юридический адрес политической партии, союза (место нахождения руководящего органа), сообщается о структуре политической партии, условиях и порядке создания и прекращения ее организационных структур; в нем могут содержаться и иные положения, касающиеся создания и деятельности политической партии, союза и не противоречащие законодательству.

Устав политической партии устанавливает и порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы политической партии, а также в программу; порядок реорганизации и ликвидации политической партии и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии.

Политическая партия, союз обязаны в случае изменения юридического адреса политической партии, союза (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии, союза.

Учредительный договор союза должен содержать: полное и сокращенное название союза; порядок совместной деятельности учредителей союза по его созданию; условия передачи союзу имущества учредителей союза и других его членов; условия участия в деятельности союза учредителей союза и других его членов; условия и порядок управления деятельностью союза; условия и порядок приобретения и утраты членства в союзе; ответственность членов союза по его обязательствам. В учредительный договор союза по согласию учредителей союза могут быть включены и иные условия.

Порядок создания и государственной регистрации политических партий и их символики установлены главами 2 и 3 Закона от 19 июля 2005 г. и иными актами законодательства.

Государственная регистрация политических партий, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Отказ в регистрации политической партии, союза может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь.



Со дня регистрации политическая партия приобретает права юридического лица и вносится в реестр политических партий.

В собственности политической партии, союза может находиться любое имущество, необходимое ей для материального обеспечения деятельности, предусмотренной учредительными документами, кроме объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Источники денежных и других средств политических партий указаны в ст.22 Закона от 19 июля 2005 г. Ими являются, в частности, вступительные и членские взносы; поступления от мероприятий, проводимых в уставных целях; доходы от использования имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций; пожертвования и дарения, иные поступления, не запрещенные законодательством.

Члены политической партии, союза не имеют прав на имущество, в том числе на денежные средства политической партии, союза. Политическая партия не отвечает по обязательствам своих членов. Члены политической партии не отвечают по обязательствам политической партии, членами которой они являются. Союз не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных учредительными документами союза.

Политические партии, союзы не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций за исключением основания собственных средств массовой информации. Политические партии, союзы не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.



Не допускается финансирование политических партий из государственного бюджета, органами государственной власти и управления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями (ч.1 и 2 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещено прямо или косвенно получать денежные средства и другое имущество от иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и анонимных жертвователей, граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста; юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования; религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями (ч. 3 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Политические партии, союзы не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещено иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи. Денежные средства политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Вместе с тем, не считается незаконным получением средств участие представителей политических партий, союзов в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны (ч. 4 ст. 24 Закона от 19 июля 2005 г.).

Денежные средства и иное имущество, полученные политическими партиями, союзами и созданными ими юридическими лицами из источников, запрещенных Законом от 19 июля 2005 г., должны быть переданы в доход государства в порядке, установленном законодательством.

Органы партии определяются ее уставом.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) политической партии, союза осуществляется по решению их высших органов.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению их высших органов, а также по решению Верховного Суда Республики Беларусь за деятельность, имеющую целью насильственное изменение конституционного строя или за пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; повторное в течение года, нарушение законодательства и (или) учредительных документов, за которое было вынесено письменное предупреждение; и по другим основаниям, предусмотренным ст. 32 Закона от 19 июля 2005 г.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за одноразовое нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи (ч. 2 ст. 32 Закона от 19 июля 2005 г.).

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.

Денежные средства и имущество ликвидированных политических партий после удовлетворения всех требований кредиторов используются на цели, предусмотренные учредительными документами этой политической партии, союза, если их денежные средства и иное имущество в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства (ч. 3 ст. 20 Закона от 19 июля 2005 г.).

8.5. Общественными объединениями являются профессиональные союзы. Их деятельность регулируется Законом от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в редакции закона от 14 января 2000 г. (далее Закон от 14 января 2000 г.)[281], Декретом от 26 января 1999 г. и утвержденным этим Декретом Положением о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций).

Профессиональный союз – добровольная общественная организация, объединяющая граждан по роду их деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

Профсоюзы объединяют основную массу населения – трудящихся. «Это одна из мощнейших опор государства, которую власть поддерживала и будет поддерживать в дальнейшем»[282]. В Республике Беларусь действует 41 профсоюз[283].

Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы, соблюдая их уставы (положения). Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. В свою очередь республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами (ст. 2 Закона от 14 января 2000 г.).

Юридическими лицами являются:

профсоюзы организаций, отраслевые профессиональные союзы, областные объединения профсоюзов, Федерация профсоюзов Беларуси и их органы (профсоюзные комитеты предприятий, учреждений, организаций);

Совет Федерации профсоюзов Беларуси;

Советы областных объединений профсоюзов;

республиканские советы председателей профкомов;

районные, областные, республиканские и другие приравненные к ним комитеты профессиональных союзов республики.

Для создания республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г.Минска; территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) – не менее 10% работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.

Профессиональные союзы самостоятельно разрабатывают свои уставы, положения, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность.

Высшими руководящими органами профсоюзов являются собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы как юридические лица являются собственниками принадлежащего им имущества и денежных средств.

В собственности профсоюзов могут находиться здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, высшие и средние специальные учебные заведения, учебные центры, научно-исследовательские учреждения, предприятия, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов (ч. 2 и 3 ст. 27 Закона от 14 января 2000 г.).

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами (положениями)профессиональных союзов.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительские фонды (ч. 6 ст. 27 Закона от 14 января 2000 г.).

Государственная регистрация республиканских профессиональных союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, а государственная регистрация территориальных профессиональных союзов в организациях – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома (Указ Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 605 «О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)»[284]. Инструкция о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 48[285].

Деятельность профсоюза может быть прекращена или приостановлена по правилам ст. 5 Закона от 14 января 2000 г.

8.6. Государственно-общественные объединения – новое явление в законодательстве Республики Беларусь. Они введены в систему юридических лиц Указом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 335 «О республиканских государственно-общественных объединениях»[286] и призваны выполнять возложенные на них государственно-значимые задачи. Государственно-общественные объединения могут создаваться по решению учредителей либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (п.2 Указа от 30 июля 2003 г. №335).

В Республике Беларусь пять общественных объединений преобразованы в республиканские государственно-общественные объединения:

Белорусское оборонное спортивно-техническое общество – в республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» (ДОСААФ) (Указ Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 336 «Вопросы Белорусского оборонного спортивно-технического общества»)[287];

Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (БФСО «Динамо») (Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 180 «Вопросы Белорусского физкультурно-спортивного общества «Динамо»»[288]);

Белорусское республиканское общество спасания на водах – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД) (Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2004 г. № 298 – «Вопросы Белорусского республиканского общества спасания на водах»)[289];

общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» (БООР (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 450 «Вопросы общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов»»)[290];

общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное общество» – в республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное общество» (БДПО) Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2006 г. № 658 «О создании республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество»» (БДПО)[291].

Учредителями и членами республиканского государственно-общественного объединения могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и иных юридических лиц. Учредительным документом государственно-общественного объединения является его устав, принимаемый его учредителями либо высшим органом объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Устав республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2003 г. №481[292]; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо»» утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2004 г. №406[293]; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» утвержден постановлением Совете Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 г. №1473[294]; Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2006 г. № 1348[295].

Правовое регулирование создания и деятельности республиканских государственно-общественных объединений осуществляется законом от 19 июля 2006 г. «О республиканских государственно-общественных объединениях»[296].

Государственно-общественное объединение – основанная на членстве некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица. Оно не отвечает по обязательствам учредителей (членов), а последние не отвечают по его обязательствам, если иное не установлено законодательными актами.

Государственно-общественное объединение может создавать свои организационные структуры в порядке, установленном уставом, в том числе с наделением их правами юридического лица.

Оно может иметь в собственности любое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности, за исключением объектов, которые согласно законодательству могут находиться только в собственности государства.

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательными актами, могут передавать государственно-общественным объединениям необходимое для выполнения ими своих задач имущество (технику, оборудование, аппаратуру, иное имущество) в собственность, аренду, безвозмездное пользование.

Имущество, приобретенное государственно-общественным объединением за счет государственных средств, сохраняется в собственности государства (Республики Беларусь или административно-территориальной единицы) и находится в безвозмездном пользовании государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц.

Имущество, переданное государственными органами и государственными организациями безвозмездно государственно-общественному объединению и организации, правопреемником которой оно является (за исключением случаев передачи имущества в собственность государственно-общественному объединению), до вступления в силу Указа Президента о преобразовании организации в соответствующее государственно-общественное объединение, в том числе имущество, приобретенное за счет государственных средств, сохраняется в собственности Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы и находится в безвозмездном пользовании государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц.

Государственно-общественное объединение и его организационные структуры, наделенные правами юридических лиц, для выполнения их уставных задач имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, которая должна соответствовать этим задачам и отвечать предмету их деятельности. полученная прибыль, доходы и имущество между членами государственно-общественного объединения не распределяется, а направляется на выполнение уставных задач.

Система органов государственно-общественных объединений построена по типу системы органов общественных организаций.

Высшим органом государственно-общественного объединения является съезд (конференция), созываемый не реже одного раза в пять лет. В период между съездами (конференциями) руководство государственно-общественным объединением осуществляет центральный совет, избираемый съездом (конференцией).

Исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью республиканского государственно-общественного объединения, является президиум, состав которого избирается центральным советом.

Для осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности республиканского государственно-общественного объединения и учрежденных им юридических лиц съездом (конференцией) избирается центральная ревизионная комиссия сроком на пять лет.

Центральный совет по согласованию с соответствующими государственными органами избирает (переизбирает) председателя центрального совета. Председатель республиканского центрального совета является и председателем его президиума.

Председатели областных (Минского городского) советов республиканского государственно-общественного объединения избираются (переизбираются соответственно областными (Минским городским) советами республиканского государственно-общественного объединения по представлению председателя республиканского совета, согласованному с областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

8.7. К общественным объединениям относятся творческие союзы,действующие в соответствии с Законом от 16 декабря 1999 г. «О творческих союзах и творческих работниках»[297].

Творческий союз – общественное объединение творческих работников, внесших своими достижениями вклад в развитие культуры, искусства и иной культурной творческой деятельности в Республике Беларусь, созданное в установленном законодательством порядке на основе общности интересов его членов (участников) в определенном виде творческой деятельности для удовлетворения духовных или иных нематериальных нужд.

Творческие союзы объединяют творческих работников, занимающихся в сфере соответствующей профессиональной деятельности. Они являются некоммерческими организациями, но имеют право в соответствии с законодательством осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей их создания, указанных в уставе, иных документах, и соответствующую этим целям.

Закон от 16 декабря 1999 г. предусматривает три вида творческих союзов: международные, республиканские и местные, а также их объединения.

Международным признается творческий союз, действующий на территории Республики Беларусь (одной или нескольких ее административно-территориальных единиц) и на территории одного или нескольких иностранных государств и имеющий там организационные структуры.

Республиканским признается творческий союз, действующий на всей территории Республики Беларусь и имеющий учредителей в большинстве ее областей, а местным – действующий на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Два или более творческих союза могут создать ассоциацию творческих союзов.

Творческий союз имеет фиксированное членство. Его членами (участниками) могут быть физические лица, занимающиеся культурной творческой деятельностью или представляющие ту или иную творческую профессию (в соответствии с профилем творческого союза).

Условия и порядок приема в члены (кандидаты в члены) творческого союза, а также выхода и исключения из него определяются уставом творческого союза.

В собственности творческих союзов может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законодательством Республики Беларусь не может находиться в собственности творческих союзов. Ограничение количества имущества, находящегося в собственности творческих союзов, может быть установлено законодательными актами Республики Беларусь (ст.12 Закона от 16 декабря 1999 г.).

Имущество, переданное учредителями, членами (участниками) творческих союзов в качестве вклада, а также имущество, приобретенное творческим союзом, находится в собственности последнего и может использоваться только для достижения цели, определенной его учредительными документами. Участники (члены) творческих союзов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность творческого союза, в том числе на членские взносы.

Средства и имущество творческих союзов не могут быть разделены между членами (участниками) союза и используются только для достижения уставных целей и задач. В случае ликвидации творческого союза его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в учредительных документах творческого союза.

Близки по своим функциям к творческим союзам иные союзы, объединяющие лиц определенных профессий, например Союз юристов Республики Беларусь и др.

Общества, объединяющие лиц, страдающих некоторыми физическими недостатками, имеют своей целью создавать условия, значительно облегчающие жизнь людей, страдающих такими недостатками. Они имеют право создавать учебно-производственные предприятия, иметь базы снабжения, центры реабилитации и т.д.

К иным добровольным обществам и их союзам относятся самые разнообразные общества и их союзы. Каждое из них в целом, его центральные или местные органы или и те и другие одновременно являются юридическими лицами. Примером может служить общество «Знание».

8.8. Религиозные организации создаются с целью совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. В Республике Беларусь религиозными организациями являются религиозные общины, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, миссии, религиозные, духовные учебные заведения, создаваемые по решению органов религиозного управления, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами. Они образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Законодательство о религиозных организациях состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции закона от 31 октября 2002 г.[298] и издаваемых в соответствии с ними иных актов законодательства.

Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители приверженцы единого вероисповедания, достигшие восемнадцатилетнего возраста и проживающие в одном либо смежных населенных пунктах в количестве не менее 20 человек, подают заявление, подписанное всеми участниками (членами) этой общины, в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию по месту предполагаемой деятельности общины. К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 17 Закона от 17 декабря 1992 г. Городской, районный исполнительный комитет в месячный срок рассматривает представленные материалы и со своим заключением в этот же срок направляет его соответствующему областному, Минскому городскому исполнительному комитету. Последние в месячный срок рассматривают полученные материалы и принимают решение о регистрации или отказе в регистрации религиозной общины и сообщают об этом заявителям.

Материалы о регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты направляют в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В этом случае срок рассмотрения документов продлевается до шести месяцев (ч.7 ст. 17 Закона от 17 декабря 1992 г.).

Государственная регистрация религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения осуществляется республиканским органом управления по делам религий по правилам, установленным статьями18 и 19 Закона от 17 декабря 1992 г. Таким органом является Уполномоченный по делам религий и национальностей, который подчиняется Правительству Республике Беларусь (Указ Президента Республике Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»[299]). Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации допускается по одному из следующих оснований:

создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 13 Закона от 17 декабря 1992 г.;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;

нарушен порядок создания религиозной организации, установленный Законом от 17 декабря 1992 г.

Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Имущество, приобретенное или созданное религиозными организациями за счет собственных средств, пожертвованное им физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь, находится в собственности религиозных организаций.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения. Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.


2179535579818138.html
2179633299835495.html
    PR.RU™