МИКРОМОТОЦИКЛ НА ЛЮБОЙ СЕЗОН

Конструированием транспорт­ных средств воспитанники Ана­толия Крылова занимаются дав­но. В лаборатории Дома юных техников Вологды строят различ­ные мини-мотоциклы, мокики, снегоходы.

Прошлым летом один из сне­гоходов, созданный в лаборато­рии А. Крылова, был представ­лен на слете юных техников и конструкторов в Барнауле. Сего­дня мы предлагаем познакомить­ся с его конструкцией.

Внешне он похож на микромо­тоцикл, только с лыжами. Как и полагается такому транспортному средству, у снегохода есть рама с сиденьем, двигатель, бензобак, ходовая часть, трансмиссия. Ра­ма, сиденье, передняя вилка — самодельные, остальные узлы и детали готовые, от мопеда «Рига-22».

Рама — ответственный и, пожа­луй, наиболее трудоемкий элемент конструкции. К сборке ее следует отнестись внимательно и творчески. Если у вас не ока­жется, например, нужного глуши­теля, используйте другой, изме­нив и подкорректировав узлы его крепления.

Для подготовленных конструк­торов сварка рамы — дело не­сложное, хотя и здесь есть свои хитрости. Скажем, ее удобнее со­бирать, пользуясь плазом — на­черченным на листе оргалита в виде рамы сбоку в натуральную величину. Пользуясь им как шаблоном, можно точнее и ак­куратнее выполнить сборочно-сварочные операции. Изготавли­вают раму из обычных шовных труб диаметром 34 и 21 мм. На­деемся, взрослые вам помогут сварить ее.

Для установки двигателя V-50 и других агрегатов к раме при­варены стальные пластины (их расположение и размеры — на рисунке). Снизу к ее вертикаль­ной стойке прикреплен сваркой отрезок трубы диаметром 25 мм с двумя фланцами на концах — на ней установлена маятниковая вилка. На уголках, приваренных к раме, крепятся сиденье, бензо­бак, верхние пружины задних амортизаторов.

Несколько слов о передней вилке. Она показана в левой верхней части рисунка. Перья соединяются при помощи двух треугольных стальных пластин. Они изображены на виде А.

Мы не будем подробно оста­навливаться на ходовой части снежного мотоцикла. Скажем лишь о лыжах.

В зависимости от снежного по­крова снегоход оснащается либо одной передней лыжей (езда по укатанному снегу), либо тремя (по рыхлому). Во втором вариан­те на заднее колесо дополнительно крепится лента-грунто-зацеп.

Передняя лыжа изготовлена из нержавеющей стали толщиной - 2 мм. Она имеет два продольных паза, которые придают ей устой­чивость и прочность. Пазы мож­но получить выколоткой отожкенной заготовки на куске свинца. Внизу по бокам лыжи при­креплены два стельных уголка сечением 25 X 25 мм. Это так называемые подрезы, удержи­вающие лыжу от бокового сколь­жения и заноса на поворотах.



Сбоку к каждому подрезу при­варены треугольные пластины.

Между ними вварен кусок тру­бы. Это узел соединения лыжи с передней вилкой. Боковые лы-жи крепятся к раме при помо­щи легкой сварной конструкции из стальной трубы диаметром 16 мм. Лыжи изготовлены из алюминиевого листа толщиной 4 мм и приклепаны к подрезам заклепками диаметром 4 мм с потайной головкой.

Коротко о трансмиссии. Вращение вала двигателя через цепь передается заднему колесу, установленному на качающейся маятниковой вилке. Колесо стан­дартное и взятое от моторолле­ра «Тулица» (подойдет и от мо­тороллера «Тула», «Турист»). Пе­редаточное число главной пере­дачи 3,4 (а летнем варианте — 2,6). В зависимости от используе­мых узлов и деталей размеры элементов главной передачи мо­гут меняться. Поэтому в каж­дом конкретном случае их сле­дует уточнять при помощи чер­тежа. Нужно помнить, что оси качания маятниковой вилки, ве­дущей и ведомой звездочек должны быть параллельны, а са­ми звездочки — лежать в одной плоскости. В противном случае цепь будет соскакивать.

И последний совет — тем, кто захочет использовать снегоход летом. Разумеется, лыжи ему в этот период не нужны. Придет­ся установить и другую, более короткую переднюю вилку. И, конечно, снабдить ее колесом. Руль и смонтированные на нем органы управления остаются прежние. Потребуется и поднож­ка для водителя. Вот, пожалуй, и все преобразования.

А. КРЫЛОВ, г. Вологда


2179282461050095.html
2179306312935891.html
    PR.RU™