Теоретический минимум. 1. Сфера употребления: используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке

1. Сфера употребления: используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

2. Цель стиля: служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами.

3. Общие стилевые черты: неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная. Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

4. Языковые особенности разговорного стиля речи:

а) Фонетический уровень:

- б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

- разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

б) Уровни лексики и словообразования:

– использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, книжонка, здоровенный);

- частое использование фразеологизмов;

в) Морфологический уровень:

- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

- употребление частиц, междометий;

- частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

г) Синтаксический уровень:

- употребление односоставных и неполных предложений;

- отсутствие сложных синтаксических конструкций;

- бессоюзие сложного предложения;

- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

- употребление обращений. Здесь обычны своеобразные формы обращений – усечённые существительные: мам! пап! Кать! Вань!

Пример разговорной речи: – Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца? (А.П. Чехов «Месть»)



В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля «чёрт возьми», «Вот ещё!»

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

5. Жанры стиля: беседа, телефонный разговор, бытовой пересказ, отзыв-экспромт о фильме, книге, похвала, застольное слово, тост, поздравление, личное письмо, открытка, записка, дневниковая запись, напутствие, спор, объяснение и т.д..

Упражнение 89. Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

– Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанет!

– Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

– Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!

– Держи, Гришка!

– Держу-у-у!

– Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвел Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушел в глубину.

– Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.

Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

– Отвоевался! – крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

Посидели еще с полчаса. Стихал сазаний бой.

– Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождемся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на разметанные под горой дворы хутора. (М.А. Шолохов)

Ответ: ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Упражнение 90. Подготовьте и запишите в тетрадь художественное описание дождя и разговорный монолог на тему «Дождь». Докажите принадлежность к тому или иному стилю.

Упражнение 91. Замените разговорные слова и выражения книжными, нейтральными.

Братов сосед – ___________________________________________

полоскаю бельё – _________________________________________

махаешь рукой – __________________________________________

полоская – _______________________________________________

мурлыкая – ______________________________________________

сыпем – _________________________________________________

щипет – _________________________________________________

тосковать по брату – ______________________________________

скучать по нему – _________________________________________

грустить по нам – _________________________________________

соскучился по нам – _______________________________________

наша доктор – ____________________________________________

новая секретарша – ________________________________________

ничейный мяч – ___________________________________________

в связи с утерей пропуска – _________________________________

слышать запах – __________________________________________

подписать договора _______________________________________

я убираюсь в доме – _______________________________________

рассказать про неё – _______________________________________

сосредотачивать силы – ____________________________________

обуславливать – __________________________________________

Упражнение 92. Замените семантические стяжения, применяемые в разговорной речи, нейтральными словосочетаниями. Пример: вечерка – вечерняя газета.

Подсобка – ______________________________________________

тушенка – _______________________________________________

публичка – ______________________________________________

самоволка – _____________________________________________

маршрутка ______________________________________________

комиссионка – ___________________________________________

газировка – ______________________________________________

хирургия – ______________________________________________

прокатка – ______________________________________________

генералка – ______________________________________________

лабораторка – ____________________________________________

диплом – ________________________________________________

декрет – _________________________________________________

Упражнение 93. Заполните таблицу.

Нейтральная лексика Разговорная лексика
Диалектные слова Разговорные и просторечные слова Жаргонные слова

Раззява, балдёж, кушак (пояс), демократия, шанежки (пирожки), пятиэтажка, понёва (разновидность юбки), взбелениться, прецедент, буряк, цибуля (лук), античность, барахлить, кочет (петух),, геймер, белобрысый, айда, огреть, смайлик, струйник, картошка, лидер, вишь (видишь), прихорониться (спрятаться)

Упражнение 94. Прочитайте отрывок из записи разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.

Шо-то помню чё-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание... Ве... Верховного... суда... Российской Федерации, где новое... туда, в сторону, немножко... Ну угол-то как раз, как раз угол.... Улица Поварская щас. Опять назвали Поварской. А сюда – Ржевский. Вот угол, тут была церковь. И вот этот... и... этого ж дома не было. Было мале... маленьк... ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2177792036996339.html
2177880386210017.html
    PR.RU™